Ballet Insider

30 сентября 2015

Александр Васильев

Историк моды, театральный художник

 

Ярослав Львович Скворцов

Декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ

Балет для меня – священная область, идеальный вид визуальных искусств, который не требует языка. Глухонемой может посмотреть балет и восхититься, согласитесь? Драматическому актеру гораздо проще – заломил руки трагически, сказал пылко: «Люблю!», и зрители поняли – любит!

 

Пожалуй, организаторам Kremlin Gala 2015 удалось главное: создать атмосферу праздника Большого Искусства! Великолепный подбор исполнителей, сбалансированная программа, в которой нашлось что-то как для ценителей классических па-де-де, так и для ревностных искателей новых форм…

А как об интимном рассказать без слов, используя лишь жесты и движения? Например, так, как это сделали Денис Родькин с Марией Виноградовой, составившие темпераментный дуэт в «Последнем танго» Пьяццоллы с таким накалом чувств, после которого только смерть! В зале словно становится жарче, когда под неистовую виолончель Борислава Струлева ведущая солистка и премьер Большого театра на фоне ярко-алых всполохов бросаются навстречу сжигающему чувству.

Во фрагменте из «Шахерезады» Виноградова смотрелась менее выигрышно, нежели в танго, где ей удалось продемонстрировать всю страсть женской натуры. В отрывке из балета на сюжет «Тысячи и одной ночи» своей красотой и женственностью она лишь оттеняла и подчеркивала мощные прыжки и виртуозные вращения Ивана Васильева – своего великолепного партнера.

На протяжении всего вечера меня не покидало ощущение негласного, может быть, даже бессознательного соперничества между Васильевым и премьером театра Ла Скала Роберто Болле. Васильева российский зритель обожает. Это имя слышали даже гости столицы, попавшие в Кремлевский дворец просто потому, что преступно побывать в Москве и не сходить на балет. Поэтому каждый выход на сцену молодого Премьера Михайловского театра сопровождался аплодисментами.

Роберто Болле встречали сдержаннее, однако продолжительные овации, которыми наградил его пятитысячный зал после исполнения сольного номера, не оставили сомнений – в этот вечер Болле был главной звездой. Высокий, атлетически сложенный премьер Ла Скала не поднимался в прыжках под колосники, чтобы поразить воображение публики, но не было ни одной мышцы в его теле, которая не принимала бы участия в этом сверх-техничном образце современной хореографии! Графический абстрактный видеоряд, проецируемый на заднике, эмоционально дополнял произведение и доказывал, что балет и современные технологии прекрасно уживаются на одной сцене.

Мастерство в современной хореографии продемонстрировал и Иван Васильев в номере собственного сочинения «Underwood». На пару с Денисом Савиным они изобразили под композицию Макса Рихтера «Ноябрь» пишущую машинку. Четкая и резкая жестикуляция, имитирующая работу механизма пишущей машинки, сменялась беспокойными, почти конвульсивными движениями рук, бьющих по невидимым клавишам. Боюсь, постановочный эксперимент Васильева во многом остался непонятым, поскольку далеко не каждый зритель мог определить, что «Underwood» — это старейшая компания, производившая пишущие машинки. Что поделать, в модернизме мы не сильны, и во всем мире известны как родина «лебединых озер», «щелкунчиков», «спящих красавиц», «петрушек» и «шахерезад». Доказательство – виртуозное па-де-де из балета «Баядерка» в исполнении Смирновой и Чудина.

Кульминация вечера – великое «Болеро» Равеля в исполнении артистов Балета Мориса Бежара. Главную партию исполнил Жюльен Фавро. Для меня «Болеро» – это не только неповторимый сплав музыки, танца и чувства, но и очень личная история, потому что я был знаком с Морисом Бежаром и Хорхе Донном – первым мужчиной-исполнителем главной партии, дружил с Майей Плисецкой, которая рассказывала мне, скольких усилий ей стоило разучить сочиненную Бежаром сложнейшую комбинацию движений. Дважды я смотрел «Болеро» в исполнении Хорхе Донна, и оба раза это было великолепно. Жюльен Фавро, внешне очень напомнивший мне Донна, справился блестяще со сложнейшей партией. Казалось, каждая мышца танцовщика живет своей жизнью, играет, поет… В его танце был магнетизм, заставивший весь зрительный зал разразиться оглушительными аплодисментами!

Несомненным украшением гала и усладой сердцу балетомана стал многолюдный фрагмент балета «Реквием» на музыку Моцарта в постановке Бориса Эйфмана.

Удивительная Ульяна Лопаткина, чем-то неуловимо напоминающая Майю Плисецкую, заворожила своими руками-крыльями умирающего лебедя, которые, ей Богу, при каждом взмахе оставляли за собой зыбкие следы, как при замедленной съемке.

Одним из самых сильных впечатлений стало посвящение 70-летию Великой Победы, сочиненное моей подругой, хореографом Аллой Сигаловой. Пиджаки, которые с могучих мужских плеч по ходу танца перекочевали на хрупкие женские, стали простой и убедительной метафорой гибели призванных на войну солдат.

 

 

Нельзя не отметить, что несмотря ни на какие трудности, этот праздник не утратил интернационального характера: Берлин и Бостон, Милан и Лозанна несомненно добавили красок в феерический осенний букет продолжателей школы классического Русского Балета из Петербурга и Москвы!..

Несомненно, одной из самых ярких звёзд вечера стал Роберто Болле, премьер Ла Скала и Американского театра балета. Он был прекрасен и в «Арлезианке» Ролана Пети (вместе с примой токийского балета Мизуко Уено), и в сольном номере Prototype – редком удачном симбиозе классических па и современных интерпретаций.

Вообще очевидный акцент, сделанный организаторами концерта на современную хореографию, мог и отпугнуть ревнителей балетных традиций. Однако, крена в иное прочтение классики, где формы довлеют над содержанием, организаторам удалось избежать. Даже по-берлински фривольный «Диван» в исполнении Михаила Канискина, Сорая Бруно и Михаэля Банцхафа был в меру ироничен и общей обедни явно не испортил…

Традиционно прекрасен и зажигателен был Иван Васильев; его феерическая энергетика и исполнительский азарт, блистательно проявленные в «Шахерезаде» (хореография Михаила Фокина), положенные на безупречную технику танцовщика, не оставляют сомнений: звезда Васильева продолжает восхождение!

Думается, что в глубоком реверансе должно склониться перед творческой смелостью Ульяны Лопаткиной, исполнившей один из красивейших номеров великой Майи Михайловны Плисецкой – «Умирающий лебедь». Как отмечают эксперты, приме-балерине Мариинского удалось приблизиться к высочайшей планке великой русской балерины, 90-летие со дня рождения которой мы будем отмечать в ноябре.

Продолжая тему Майи Плисецкой, нельзя не отметить великолепное исполнение неувядающего «Болеро» Мориса Равеля в постановке Мориса Бежара, вызвавшее море эмоций не только у гостей вечера из Франции…

К числу немногих разочарований Kremlin Gala 2015 приходится отнести номер «Баллада», созданный Аллой Сигаловой. Несомненно, тема Великой Победы не утрачивает – да и никогда не утратит для нас – остроты звучания. Однако ярко начавшийся номер несколько «расплылся», и даже исполненная в финале песня из легендарных «Офицеров» не смогла вытянуть композицию, оставившую ощущение незавершенности… Так что в полной мере хореографу скорее не удалось донести свое прочтение темы Великой Войны и Великой Победы

 

Все права защищены
Copyright © 2010 - 2018