Ballet Insider

04 Октября 2015

Kremlin Gala 2015

Рецензия главного редактора на вечер «Звезд балета XXI века», который прошел 26 сентября в Кремле.

Kremlin Gala проходит на сцене ГКД в шестой раз. Программа фестиваля 2015 года была выстроена оригинально: в этот раз первоочередной ее целью стала не погоня за надоевшими «Дон Кихотами» и трюковыми па-де-де, а обращение к незаезженным фрагментам мировых балетных шедевров. Масштабу фестиваля, который является не только балетным, но и светским событием, просветительская миссия вполне соответствует.

Открытие Гала было отдано итальянской звезде и любимцу российской публики (да и всего мира), премьеру театра Ла Скала Роберто Болле, представшего в образе потерянного юноши в «Арлезианке» Ролана Пети (довольно редкого произведения для нашего зрителя). Впрочем, фрагмент показался вырванным из сюжетной канвы спектакля, из-за чего возникла неожиданная интрига – было совершенно непонятно: то ли герой Болле отвергал влюбленную в него красавицу (в исполнении Мизуко Уено, примы Токио Балет), то ли просто охладел к ней. Стоит отметить, что эта двусмысленность, вкупе с искренним исполнением, лишь вызывали у зрителя желание посмотреть балет целиком, а невероятный изгиб стопы японской балерины приковывал взгляд к каждому ее шагу.

Трагическую тему подхватил и многократно усилил театр Бориса Эйфмана, исполнив отрывок из балета «Реквием». Оба русских хореографа – Борис Эйфман и Алла Сигалова представили на гала современные композиции, посвященные смерти и войне соответственно. И если у Бориса Эйфмана, несмотря на масштабность труппы, сложность танцевального рисунка и обилие различных хореографических связок, четко читалась заявленная пророческой музыкой Моцарта идея потери и смерти, то в номере «Баллада» Аллы Сигаловой все получилось ровно наоборот. Три пары, двигающихся одновременно, но при этом танцуя абсолютно разные дуэты, заставляли глаз постоянно бегать, отчего смысл произведения, итак не до конца ясный, стал окончательно неуловим. Алла Сигалова, пусть и не так совершенно, как Эйфман, владеет той силой, которая беспроигрышно выведет зрителя на эмоцию, но в данном случае танцевальное действо не смогло не рассыпаться и не поблекнуть на фоне гениальной музыки Рахманинова. Должно быть, это была единственная оплошность организаторов – поставить эти два номера в одно отделение.


Над всем этим новаторством белым лебедем проплыла Ульяна Лопаткина, как всегда царственно и отстраненно, одним своим присутствием поднимая Гала на недосягаемую высоту.

В первом отделении случилось и неожиданное открытие: дуэт из балета «Шехеразада» в исполнении ведущей солистки Большого театра Марии Виноградовой и премьера Михайловского театра Ивана Васильева. Броская красота Виноградовой помогла ей создать достоверный образ горделивой и холодной Шехеразады – тем более приятно было заметить, как Иван Васильев галантно отдает первенство своей партнерше, обращая на себя внимание лишь на своих коронных прыжках, бешеном шене и неистовом жете антурнан.

Любимец публики, Иван Васильев на Гала предстал еще и в роли хореографа с номером Underwood на пульсирующую музыку Макса Рихтера, который сам же и исполнил в дуэте с солистом Большого театра Денисом Савиным. То в унисон, то в контртемп артисты танцевали вполне интересную хореографию с новыми пластическими решениями и резкими движениями, имитирующими печатание на самой известной печатной машинке «Underwood». В остальном хореограф оставил пищу для размышлений, где каждый может найти свой собственный смысл.

Премьер Берлинской Государственной оперы Михаил Канискин и солисты Сораи Бруно и Михаэля Банцхафа открыли второе отделение юмористическим номером «Диван», уже знакомым московскому зрителю по фестивалю Дианы Вишневой Context. Несмотря на нашумевший закон Елены Борисовны Мизулиной (а в зале были дети!), своей легкостью и шутливым исполнением танцоры сгладили неполиткорректный подтекст, заставив номер казаться не более, чем озорной шуткой, органичным продолжением антракта, создающим плавный переход к более серьезной хореографии. Мы уверены, что вместе с редакцией, смеялись даже депутаты, сидевшие в зале.

Исполнение белой классики ожидаемо доверили дуэту из Большого театра: ведушей солистке Ольге Смирновой и премьеру Семену Чудину. Ольгу на сцене не видели давно из-за затянувшегося перерыва, связанного с травмой, и успели соскучиться по ее отстраненно-благородной манере танца. Безукоризненно исполненная технически, ее Никия явно стала взрослее и свободнее, что позволяет нам ожидать, что вскоре в ее карьере наступит новый, более зрелый, период, и не за горами новые трактовки спектаклей.

Последнее слово в балетном искусстве продемонстрировал Роберто Болле в хореографической миниатюре Массимильяно Вольпини «Прототип». Видимо, хореограф, заполучив одного из лучших танцовщиков нашего века, решил сделать из него идеальную балетную модель для будущих поколений. Начинается номер с обычного балетного экзерсиса, где практически обнаженный Болле демонстрирует идеальное исполнение различных па, название которых проецируется на экране позади. Стоит сказать – «почти идеальное», ведь иногда хореограф заставлял премьера нарочито ошибаться, чтобы экран полыхал алым, и неумолимый компьютер, контролирующий танец, выдавал статус «Ошибка». Страшно представить, что равнодушная машина могла бы сделать с другим танцором – неспособном выдержать бешеный темп виртуального класса и соблюсти филигранную точность движений. Пройдя «тест», Болле в такт музыке управляет цифровыми диаграммами, где его движения, синхронизированные с 3D-графикой, дают толчок всему, что происходит на экране. Пусть сама идея номера и не потрясает оригинальностью и новизной, в целом, эта миниатюра – очень интересная находка, первая ласточка будущего, в котором успех балета будет так же зависеть от спецэффектов, как прокат голливудского блокбастера. Кажется пора готовить в печать проект «Балет + IT».


Финал – самая вкусная и самая интригующая часть Kremlin Gala. Было опасение, что гипнотическое «Болеро» Бежара, которое впервые за много лет привезли в Россию, не станет хедлайнером из-за замены главной героини (изначально была заявлена мировая звезда Полина Семионова). Семионова идеальна для этой роли: с русской школой, умением рассчитать каждое движение до миллиметра, впитавшая весь шик европейского стиля, могла сделать свое «Болеро» незабываемым зрелищем, но увы… Заменил ее солист труппы Балета Бежара – Жюльен Фавро.
Помня исполнение Плисецкой, Вишневой, небалетный российский зритель, которому к тому же не известно имя Жюльена Фавро, не ждал многого. Да и смотреть мужское «Болеро» в России крайне непривычно. Хотя воспоминания о танце великого Хорхе Дона, парализовавшего публику своей гипнотической пластикой, лично меня наводили на мысль, что будет что-то захватывающее…

Фавро, работавший с самим хореографом и посвященный в хореографические таинства этого балета, восхитил любителей балета и превзошел ожидания искушенных. Со своими змеиными движениями и еле-заметными нюансами рисунка танца он не просто достойно станцевал легендарный балет, но превратил его в магическое действо. Француз, с его поджарой фигурой и стеклянными голубыми глазами, танцевал с такой сосредоточенностью и отдачей, что, когда в финале танца он упал на помост, ему не пришлось изображать измождение. «Болеро», исполненное с такой страстью, на последнем вздохе, превратилось почти в самопожертвование. Жюльену Фавро удалось не только загипнотизировать публику, но и неожиданно, возможно для себя самого, перетанцевать двух звезд мирового балета, став главным героем вечера.

Подводя итоги, могу сказать, что Kremlin Gala по-прежнему остается законодателем мод столицы и становится ярким открытием балетного сезона в Москве. Возможно только ему одному, пользующемуся широкой административной поддержкой – от Министерства иностранных дел до Управления Делами Президента – под силу приучить небалетных зрителей к качественной современной хореографии. В конце концов, кому еще под силу привезти Более, Лопаткину, Васильева и всю труппу Бежара ради одного спектакля, cream of the cream, так сказать? И кого бы организаторы ни пригласили на следующий год, уверяю Вас, прийти следует, хотя бы чтобы покритиковать. Только успейте купить билеты – в этом году в пятитысячном зале Кремлевского дворца не было ни одного свободного кресла.

Автор: Алиса Асланова
Фотограф: Octavia Kolt

Источник: balletinsider.com

Все права защищены
Copyright © 2010 - 2018