Карлос АКОСТА
Премия Лоуренса Оливье — 2007 г.
Почетное звание доктор литературы (Лондонский столичный университет) — 2006 г.
Британская Национальная премия в области танца, присуждаемая Сообществом критиков (National Dance Awards Critics' Circle) «Классический танцовщик» (по итогам 2003 и 2006 гг.) — 2004, 2007 гг.
Номинант премии Общества театров Вест Энда – премии имени Лоуренса Оливье — 2004 г.
Грант от Фонда Принцессы Грейс, США — 1995 г.
Приз «За заслуги» на конкурсе молодых талантов, Поситано (Италия) — 1991 г.
Гран-при на престижном соревновании Союза писателей и деятелей искусства Кубы (UNEAC) — 1991 г.
Золотая медаль на международном балетном конкурсе «Приз Лозанны» — 1990 г.
Гран-при на 4-м Международном конкурсе танца в Париже — 1990 г.
Премия фестиваля Виньяле данца (Vignale Danza) в Турине (Италия) — 1990 г.
Премия Фредерика Шопена, присужденная Артистической корпорацией Польши — 1990 г.
Премия фестиваля Озимоданца (Osimodanza, г. Озимо, Италия) — 1990 г.
Карлос Акоста родился 2 июня 1973 года, в Гаване, Куба.
Образование:
Национальная школа балета в Гаване, Куба.
Профессиональная деятельность:
В 1989-91 гг. выступал в качестве приглашенного солиста с разными труппами, в том числе труппой Нового театра в Турине и театром Терезы Кареньо в Каракасе (Венесуэла).
В сезоне 1991/92 был приглашен Иваном Надем в Английский национальный балет. Дебютировал в «Половецких плясках» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина (хореография Михаила Фокина). Танцевал ведущие партии в балетах Фокина «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебер и «Сильфиды» («Шопениана»), в балетах Бена Стивенсона «Щелкунчик» П. Чайковского и «Золушка» С. Прокофьева. Был партнером Евы Евдокимовой и Людмилы Семеняки.
В 1992 г. поступил в труппу Национальный балет Кубы под руководством Алисии Алонсо, в 94-м был возведен в ранг премьера. В 1993 и 1994 гг. гастролировал в составе этой труппы в Мадриде, где исполнил партии — Графа Альберта в «Жизели» А. Адана, Базиля в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, Принца Зигфрида в «Лебедином озере» П. Чайковского (редакции А. Алонсо).
В конце 1993 г. был приглашен в качестве премьера в Хьюстонский балет под руководством Бена Стивенсона – дебютировал в США в партии Принца в балете «Щелкунчик». Затем исполнил партии Зигфрида в «Лебединоом озере», Солора в балете «Баядерка», Базиля в балете «Дон Кихот», ведущие мужские партии – в балете «Этюды», «Симфония ре мажор, партию Избраник в балете «Весна священная».
В 1997 г. стал первым исполнителем партии Фредерика в балете Стивенсона «Дракула» на музыку Ф. Листа в обработке Дж. Ланчбери. В 1998 г. стал первым исполнителем партии Мизгиря в балете Стивенсона «Снегурочка» на музыку П. Чайковского в обработке Дж. Ланчбери (в заглавной роли выступила Нина Ананиашвили).
В 1998 г. Энтони Дауэлл позвал его в Королевский балет Ковент-Гарден, где он танцует и сейчас в ранге приглашенного премьера. Дебют состоялся в балете У. Форсайта «Посередине, немного на возвышении на музыку Т. Уилемса.
Затем последовали Жан де Бриен в III акте балета «Раймонда» А. Глазунова (хореография Р. Нуреева), Колен в балете «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Фредерика Аштона), Принц Зигфрид в «Лебедином озере» (хореография М. Петипа, Л.Иванова), Актеон в па де де Дианы и Актеона (хореография Агриппины Вагановой), Брат в балете Кеннета МакМиллана «Мой брат, мои сестры» на музыку А. Шенберга и А. фон Веберна, Граф Альберт в балете «Жизель» (редакция Питера Райта), ведущая мужская партия в балете «Рапсодия» на музыку С. Рахманинова (хореография Ф. Аштона).
В сезоне 1999/2000 танцевал в балете Начо Дуато «Тихая заводь» на музыку Э. Гранадоса, исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик» (хореография П. Райта), мужское соло в балете «Глория» на музыку Ф. Пуленка (хореография К. МакМиллана), партию Франца в балете «Коппелия» Л. Делиба (хореография Нинетт де Валуа), Фавна в «Послеполуденном отдыхе фавна» на музыку К. Дебюсси (хореография Вацлава Нижинского), партию Де Грие в балете «Манон», Вестника смерти в балете «Песнь о земле».
Был первым исполнителем партий в балетах – «Скрытая переменная» на музыку К. Мэттьза, «3:4» на музыку Ф. Шуберта.
В 2004 году выступил с Королевским балетом в балетах Дж. Баланчина — «Агон» И. Стравинского (па-де-де с З. Яновски) и «Блудный сын» С. Прокофьева (заглавная партия, Сирена – С. Гиллем).
8 июня 2006 г. принял участие в гала-концерте по случаю 75-летия Королевского балета (среди публики была королева Елизавета II), исполнив па-де-де из балета «Корсар» (партнерша Дарси Бассел).
В сезоне 2006/07 дебютировал в партии Кронпринца Рудольфа в балете «Майерлинг» на музыку Ф. Листа (хореография К. МакМиллана).
Летом 2002 г. в качестве приглашенного солиста принял участие в сезоне Американского балетного театра (АБТ) на сцене Метрополитен-оперы, в течение которого исполнил партии — Принца Дезире в III акте балета «Спящая красавица» П. Чайковского (редакция К. МакМиллана), Оберона в балете «Сон» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Колена в балете «Тщетная предосторожность, Конрада в балете «Корсар» А. Адана.
В 2003-м в качестве премьера участвовал в осеннем сезоне АБТ в Нью-йоркском Сити центре, добавив в свой репертуар Па-де-де Чайковского и Гран-па из балета «Раймонда».
Выступал в качестве приглашенного солиста с труппами России, Японии, португалии, испании, Италии, Германии, Франции, Чили, Аргентины, Греции, Турции.
В 2002 г. поставил автобиографический спектакль «Токороро — кубинская сказка» (токороро считается национальной птицей, поскольку ее оперение повторяет цвета кубинского флага; в данном случае — прозвище главного героя). Премьера состоялась на Кубе в Большом театре Гаваны (исполнители были набраны в Кубинской национальной академии современного танца), и ее посетил Фидель Кастро. В 2003 г. постановка была показана в Лондоне на сцене театра Сэдлерс Уэллс с таким успехом, что оказалась в «прокате» и на будущий год. В 2004 г. она шла на сцене Сэдлерс Уэллс и на сцене бирмингемского «Ипподрома». В 2005 г. «Токороро» отправился в турне, а в 2006-м вновь был показан в Лондоне, на сей раз на сцене театра Колизей. (А в Сэдлерс Уэллс незадолго до того прошли тоже чрезвычайно успешные концерты предприятия «Карлос Акоста и его друзья из Королевского балета»).
Его автобиография «Нет пути домой» была опубликована в октябре 2007 года издательством Харпер Коллинс в Англии, и издательством Скрибнер в США, также в настоящий момент снимается художественный фильм на основании его биографии.
Его первая книга Pig’s Foot (Свиная нога) была опубликована в октябре 2013 года Блумсбери.
Он появился на экране в качестве актера в художественном фильме «Нью-Йорк я люблю тебя», и вскоре еще в одном художественном фильме «День цветов», снимавшемся в основном на Кубе.
Он продолжает разрабатывать и продюсировать свои собственные представления в Лондоне, а также в Европе, включая как классический, так и современный репертуар, и часто продвигает в процессе постановок относительно неизвестных хореографов со своей кубинской родины.